В 1950 году окончил Школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко во МХАТе (мастерская С. К. Блинникова и В. Я. Станицына). После окончания Школы-студии был призван в армию, служил в ЦТСА.
В 1953—1956 годах играл на сцене МХАТ им. М. Горького.
В 1957—1975 годах — актер и режиссер киностудии «Ленфильм».
В кино снимается с 1944 года.
С 1975 года — педагог ВГИКа, профессор (1979).
Лучший актёр по опросу журнала «Советский экран» в 1963 году («Девять дней одного года»).
Детство. Ахматова. Война
Алексей Баталов родился и вырос в театральной семье. Его отец Владимир Баталов (театральный псевдоним — Аталов) и мать Нина Ольшевская - были актерами МХАТа. Там же работали его дядя и тетя: Николай Баталов (это он сыграл роль начальника трудовой колонии Сергеева в фильме "Путевка в жизнь") и Ольга Андровская. Как вспоминает А. Баталов: "У мамы и папы была комнатка во дворе МХАТа, где складывали декорации - на них, в буквальном смысле слова, я и вырос..."
В начале 30-х брак В. Баталова и Н. Ольшевской распался, и мама вышла замуж за известного писателя Виктора Ардова. Вместе с Алешей они переехали к Ардову - в кооперативный дом литераторов. Их соседями этажом выше была семья Мандельштамов.
В 1940-1960-е годы в квартире, где Алексей жил с матерью и отчимом в Москве на Большой Ордынке подолгу гостила Анна Ахматова, часто бывали виднейшие деятели русской культуры - Мандельштам, Пастернак, Зощенко, Ильф и Петров, которые оказали сильное влияние на формирование его личности.
Общение с Анной Андреевной стало одним из самых ярких человеческих и художественных впечатлений детства и юности, может быть, всей жизни. Вошедшая в жизнь семьи как подруга мамы, Анна Ахматова своими стихами, драматической судьбой, самой личностью стала навсегда духовным критерием, примером жизнестойкости и мужества. Кисти А.В.Баталова принадлежит портрет А.А.Ахматовой, написанный им в последний период жизни великой поэтессы.
Его бабушка, главврач Владимирской больницы, два деда, оба дяди сидели по 58-й статье, считались врагами народа. Один родственник похоронен в братской могиле во Владимире, второй остался на лесоповале под Кандалакшей...
В июле 1941 года Баталов вместе с матерью и двумя братьями был эвакуирован в Татарию - в город Бугульму. Буквально через несколько месяцев после прибытия туда мама нашего героя организовала там собственный театр. 14-летний сын Алексей был занят в театре сначала как рабочий сцены, а затем мама доверила ему и маленькие роли. Выступали перед ранеными в госпиталях, в промерзших залах, которые фантастическим образом каждый день заполнялись зрителями. «Вот такое получилось детство. Бесконечные переезды: Бугульма, Уфа, Казань, Свердловск. В эвакуации я сыграл свою первую настоящую роль, в гриме и костюме».
Послевоенное время. Театр. Первый брак
Вернувшись после войны в Москву, Алексей закончил школу и поступил в Школу-студию МХАТ. Когда-то на сцене МХАТа играли сразу девять его прямых родственников: Ольга Андровская, Николай и Владимир Баталовы, Виктор Станицын…".
Тогда же произошли перемены и в личной жизни. С первой женой Ирочкой Ротовой юный Баталов познакомился в 12 лет. Их родители были соседями по даче (её отец – художник-карикатурист из «Крокодила» Константин Ротов). Дети вместе проводили время, но затем их разлучила война. И вот 16-летний Алексей зашел как-то к другу и застал там в гостях удивительную красавицу, в которой признал ту самую Ирочку Ротову. Достигнув 18 лет, они узаконили свои отношения. А потом у них родилась дочь Надя.
В 1950 Алексей окончил Школу-студию МХАТ (курс В. Я. Станицына, своего дяди) Учеба в МХАТовской студии не стала для Алексея легкой прогулкой - напряженный ритм послевоенного времени, высокая требовательность педагогов, без ссылки на авторитет фамилии. По окончании Школы-студии, с 1950 по 1953 год, Баталов был актером Центрального театра Советской Амии (такой оказалась для него служба в армии по призыву). Вернувшись на гражданку, он получил прекрасный подарок от А. А. Ахматовой - она дала ему денег, чтобы он оделся с ног до головы. Однако Алексей решил истратить их иначе и купил себе автомобиль "Москвич", о котором давно мечтал. «Анна Андреевна, увидев автомобиль, сказала: "Очень хорошо". С тех пор этот старый, но самый любимый "москвичок" назывался у нас "Аннушка"». В том же году сбылась еще одна давняя мечта Баталова - его приняли в труппу МХАТа. В 1953 -1957 годы он работал во МХАТе, но в репертуаре был занят мало.
Первые шаги в кино
Впервые в кино Алексей Баталов мог появиться еще в 13-летнем возрасте. Тогда в 1941 году снимался фильм "Тимур и его команда". Но получилось так, что родители не отпустили Алешу на съемки. Зато позже, когда в 1944 году режиссер Лео Арнштам снимал картину "Зоя" о легендарной Зое Космодемьянской, весь класс Алеши Баталова взялся изображать ее одноклассников.
В 1952-м – снялся в эпизодической роли Павла Соснова в картине "Служу Советскому Союзу". Как видим, обе роли были слишком малы, чтобы говорить о каком-либо серьезном опыте Баталова в кино.
1950-е годы. Популярность. Ленинград. Второй брак
Десять лет спустя И. Е. Хейфиц пригласил молодого актера на одну из главных ролей в фильме "Большая семья" (1954). С Алексеем Журбиным на советский экран пришел новый герой - рабочий-интеллигент. После "Большой семьи" популярность Баталова стала возрастать, он часто уезжал на съемки, домашний телефон обрывали поклонницы. Видимо его жене Ирине стало не хватать внимания Алексея. Начались ссоры. Еще во время съемок "Большой семьи" Баталов, побывав в цирке, увлекся обворожительной цыганкой, потомственной циркачкой, наездницей Гитаной Леонтенко.
К 1958 году он окончательно разорвал отношения с Ириной и женился на Гитане, которая была моложе его на 12 лет. Жили в Ленинграде, где он работал на «Ленфильме». В этом браке у них родилась дочка, которой дали красивое имя Мария. Но оказалось, что у девочки неизлечимая болезнь...
Баталов снялся еще в четырех картинах у Хейфица: "Дело Румянцева" (1955), "Дорогой мой человек", "Дама с собачкой" (1960), "День счастья" (1964). Все герои Баталова - чистые, душевно тонкие люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность.
Первые роли принесли Баталову признание маститых советских режиссеров и в 1956 году Марк Донской приглашает молодого актера на роль Павла Власова в экранизации повести Максима Горького "Мать". Эта роль интересна тем, что в предыдущей экранизации повести, которую осуществил в 1920-х годах Всеволод Пудовкин, роль Власова исполнял дядя Алексея - талантливый и обаятельный Николай Баталов.
Новой ступенью в творческой биографии артиста стала роль Бориса Бороздина в легендарной картине "Летят журавли" (1957, режиссер М. К. Калатозов, Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале 1958). Баталов создал образ, поэтически обобщающий черты целого поколения - солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной. Неповторимая грустно-ироническая интонация, негромкое мужество, интеллигентность - таков Борис в исполнении Баталова.
Роль Гурова в экранизации повести А. П. Чехова "Дама с собачкой" (1960, режиссер И. Е. Хейфиц) раскрыла новые грани дарования актера. Баталов сыграл человека, пробужденного от душевной спячки и ужаснувшегося пошлости привычной жизни. Фильм был признан одним из самых точных приближений к литературному первоисточнику, получил ряд международных наград и упрочил профессиональную репутацию артиста.
Работа в кино в 60-е годы
В расцвете славы Баталов получил предложение от М. И. Ромма сняться в фильме "Девять дней одного года" (1962) в роли Дмитрия Гусева - физика-атомщика. Сам режиссер определил "Девять дней" как фильм-размышление. Подобный "жанр" требовал от актера совершенно новых приемов игры. Соблазн эксплуатации трагической коллизии - герой, получивший смертельную дозу радиации на эксперименте и обреченный, - был отвергнут. На экране надо было изобразить работу мысли. Эта роль была сыграна Баталовым экономно и точно. А ведь первоначально Михаил Ромм и слышать не хотел о Баталове. Режиссеру он казался слишком заторможенным. Образ Дмитрия Гусева - представителя научной элиты 20 века - закрепил за артистом амплуа героя своего времени. За эту роль Баталов был удостоен Государственной премии РСФСР (1966).
Тем не менее, с начала 1960-х годов режиссеры занимают Баталова в кино все реже.
Режиссерская деятельность
Одной из форм творческого самовыражения А.Баталова стала, безусловно, режиссерская работа. В качестве режиссера-постановщика он снял три картины. В 1960 году он дебютировал в качестве режиссера фильмом "Шинель" по повести Н. В. Гоголя, в 1972 снял "Игрока" по Ф. М. Достоевскому.
Настоящей удачей стал снятый Баталовым фильм "Три толстяка" (1966, по Ю. К. Олеше), в котором актер снялся в одной из главных ролей. Его экранизации отличает строгая постановочная культура и бережное отношение к классическим текстам. Баталов в этом фильме сыграл канатоходца Тибула. Ему пришлось самому, без дублера, идти по натянутой между домами проволоке, причем без страховки. Целый год он тренировался, что бы сделать эти несколько шагов. Жена Гитана тем временем обучала девочку, игравшую Суок.
Фильмы, снятые Алексеем Баталовым, являются примером своеобразного, интересного, в то же время бережного, перенесения образного литературного решения в экранное; все отмечены вниманием критики, неформальным интересом зрителей. Однако "Три толстяка" стали последней режиссерской работой Алексея Баталова.
Работа в кино в 70-е годы
Режиссеры 1970-х гг. использовали интеллигентский имидж Баталова как некий самодостаточный "материал": эмигрант Голубков в "Беге" (1970, режиссеры А. А. Алов и В. Н. Наумов), декабрист князь Трубецкой в "Звезде пленительного счастья" (1975, режиссер В. Я. Мотыль), доктор-эмигрант в "Чисто английском убийстве" (1974, режиссер С. И. Самсонов). Здесь не только отточенная игра, а само присутствие Баталова в кадре, его личность успешно работают на образ.
В 70-е годы Баталов часто выезжал с творческими концертами в глубинку.
"Москва слезам не верит"
В 1979 году в творческой судьбе Баталова произошло событие, которое вновь вовлекло его в настоящий водоворот зрительской любви. Речь, конечно же, идет о роли Гоши в фильме Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". Фильм вышел на экраны страны в 1980 году и мгновенно стал фаворитом сезона. Слава этого фильма перешагнула тогда далеко за пределы Советского Союза: в 1980 году он был удостоен высшей награды американской Академии киноискусств - премии "Оскар".
Роль слесаря Гоши принесла артисту новый всплеск всенародной популярности и показала, что баталовский рабочий-интеллигент не остался в 1950-х годах.
На волне успеха от этого фильма Баталов вполне мог совершить новый рывок в своем актерском творчестве, так как предложения сниматься стали тогда поступать к нему одно за другим. Однако он этим шансом сознательно не воспользовался. Единственное исключение он сделал для режиссера Дмитрия Светозарова, согласившись сняться в роли директора конструкторского бюро в картине "Скорость". Возможно, что это согласие было связано с тем, что фильм рассказывал о гонщиках, а наш герой, как известно, всегда был заядлым автомобилистом. "Скорость" стала последней перед долгим перерывом картиной Баталова, так как в последующие 15 лет он больше нигде не снимался.
Работа на радио
Особое место занимает в творчестве А.В.Баталова работа на радио. Профессиональный интерес и желание постичь, какими средствами создается радиообраз, появилось в период вынужденного бездействия, когда радио стало для него единственным средством общения с миром. Его радиотеатр - это театр живого актера, живого многогранного образа, бережного внимания к слову. Среди радиопостановок А.Баталова: "Казаки" Л.Н.Толстого, "Белые ночи" Ф.М.Достоевского, "Поединок" А.В.Куприна, "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова, "Ромео и Джульетта" В.Шекспира.
Преподавательская деятельность
С 1975 года творческая биография А.В.Баталова обрела новую грань - он стал преподавателем ВГИКа. Затем был художественным руководителем, профессором и заведующим кафедрой актерского мастерства. Сегодня он – декан ВГИКа.
Ученики А.В. Баталова работают в настоящее время, помимо России, в Киргизии, Белоруссии, на Украине, Азербайджане, Узбекистане, многих странах мира.
Алексей Владимирович часто выезжает за рубеж с мастер-классами по методике Русской актерской школы. В основе его педагогического метода, конечно, лежит школа Художественного театра, многообразный личный творческий опыт.
Написал две книги: "Судьба и ремесло" и "Диалоги в антракте". Одно время его зазвали на телевидение, где он сообщал... прогноз погоды. Затем предложили вести одну из новых передач.
Семейная жизнь
Семейная жизнь Алексея Владимировича с Гитаной Аркадьевной оказалась долгой и счастливой, но омраченной болезнью их дочери. Дочь Маша появилась на свет с родовой травмой. После ее рождения Гитана Аркадьевна оставила цирк и стала домохозяйкой, ухаживающей за дочерью - уже 30 лет Маша не встает с инвалидной коляски. Рассказывает А. Баталов: «Травма невероятной степени сложности. Машка каждый день насквозь мокрая от пота: по три-четыре часа занимается, тренирует руки, ноги... Тут одной операцией ничего не решишь». Никакое лечение не смогло поднять ее на ноги. Тем не менее, она оказалась очень одаренным и к тому же мужественным человеком. В настоящее время закончила сценарное отделение ВГИКа.
Первая дочь Надя окончила институт иностранных языков, замужем.
1990-2000-е годы
Многие источники утверждают, что после триумфальной «Москва слезам не верит» кинематограф перестал интересовать Баталова, что он больше нигде не снимался. Он мог работать только со своими людьми, то есть с теми, с которыми у него было полное взаимопонимание, одна цель. И даже в начале 90-х годов, в тяжелейшее для кино и актеров время, Баталов не продался, не изменил своим принципам и во второсортных фильмах играть отказывался, несмотря на то, что ему приносили кипы сценариев.
Однако в его фильмографиях после 1980 года еще больше десятка картин. Среди них: «Скорость» (1983), «Время отдыха с субботы до понедельника» (1984), «Досье человека в "Мерседесе"» (1986), «Зонтик для новобрачных» (1986), «Похороны Сталина» (1990), «Железный занавес» (1994), «Роковые яйца» (1995), «Первая любовь» (1995), «Маленькая принцесса» (1997), «Чехов и К» (1998), «Далеко от Сансет-бульвара» (2005)...
Летом 1994 года на фестивале "Созвездие" Баталов был отмечай призом "За большой вклад в киноискусство". "Я был очень этому рад, потому что признание своих - это совсем другое, нежели признание публики. Это тоже то, без чего актер не может существовать. И когда я увидел, что люди, сидевшие в зале, - актеры, режиссеры, там не было случайных людей, - так ко мне относятся, это была огромная радость...
Алексей Владимирович Баталов известен и как активный общественный деятель. Огромный вклад А.В.Баталова в развитие отечественной культуры оценен высшими государственными и общественными наградами. Он пишет книги, стихи, сценарии, детские сказки, увлекается живописью. Им создан телевизионный цикл о людях, которых он встречал в течение своей жизни, "Прогулки по Москве".
С 2007 — президент Российской академии кинематографических искусств «Ника». На этом посту он сменил Эльдара Рязанова. Действительный член Международного Леонардо-клуба.
Его слова: «Сейчас жить гораздо интереснее, чем когда бы то ни было. Огромное количество новых книг, сведений, событий. Создается другая жизнь... Мне очень нравится, что рухнула эта бредовая коммунистическая система. Туча прошла...
Я каждый день должен сделать что-то конкретное, чтобы, придя домой, спокойно сесть в кресло и выпить свой чай...»