Ричард Гир, полное имя - Ричард Тиффани Гир, родился 31 августа 1949 года в городе Филадельфия, американского штата Пенсильвания, в семье страхового агента Гомера Джорджа и домохозяйки Дорис Анны Тиффани. Свое детство актер провел на деревенской ферме, работая в поле и ухаживая за домашними животными, как его родители и четверо братьев и сестер.
Разносторонний талант мальчика был заметен сразу - с детства будущий актер играл на всевозможных музыкальных инструментах, писал музыку для школьных спектаклей, а также успешно занимался гимнастикой. Никто в его семье и близко не был связан с миром кино или театра, и, конечно, родители весьма настороженно отнеслись к решению Ричарда податься в актеры, тем более, что он принял его в 20 лет!
Немного побаиваясь окончательной отрицательной реакции со стороны родителей, он был вынужден сбежать из дома вместе с заезжим цирком, чтобы осуществить свою мечту. Естественно, родители за него переживали, но в то же время изо всех сил поддерживали - хоть они люди и простые, однако очень образованные и всегда старались помочь своим детям во всех их увлечениях и стремлениях по раскрытию способностей, будь то музыка, спорт или даже кинематограф, как оказалось в итоге.
Учеба, театр
Окончив среднюю школу и получив спортивную стипендию по гимнастике, Ричард Гир в 1967 году поступил в Массачусетский университет, где два года изучал философию и драматическое искусство. Спустя два года он бросил учебу, решив, что станет профессиональным трубачом и обосновался в коммуне рок-музыкантов сельского штата Вермонт, но, как только понял, что музыканты еще более капризны, чем актеры, вернулся в Нью-Йорк.
Неудачная попытка проявить себя в музыке вовсе не остудила творческий пыл настойчивого и целеустремленного юноши, а скорее наоборот, придала ему дополнительной энергии и сил – Ричард Гир отправился в Лондон, где выступал в главной роли в спектакле "Grease". Но вскоре он снова вернулся в Штаты и принял участие в комедийном бродвейском мюзикле.
В 1975 году, когда за плечами Ричарда Гира было уже много появлений на сцене в эпизодах, ему поручили главную роль в пьесе С. Шепарда "Голова убийцы". Его герой, приговоренный к смертной казни заключенный, сидя с завязанными глазами на электрическом стуле, говорил о своих планах на будущее. Минимум пластики, никакого выражения лица и глаз, один только голос, произносящий слова. Но именно в нем звучала масса эмоций - и надежда, и истинная убежденность, и затаенная грусть. После блестящих рецензий со стороны критиков, отметивших виртуозное исполнение Ричардом своей роли, на молодого актера обратил внимание кинематограф.
Кинематограф
Первым из режиссеров восходящей звездой заинтересовался Ричард Брукс, предложив молодому актеру роль в фильме "В поисках мистера Гудбара", вышедшем в 1977 году. Эта роль была небольшой: сутенер и наркоман Тони Лопэнто пообещал героине, роль которой исполнила Диана Китон, стать лучшим любовником в ее жизни и действительно таковым оказался. И хотя Тони находился на экране всего лишь 15 минут, каждое движение, взгляд, интонация голоса, даже само молчание свидетельствовали о его невероятной скрытой сексуальности.
В это же время Ричард Гир получил приглашение сняться в фильме Т. Малика "Райские дни", в котором сыграл главную роль молодого рабочего из Чикаго, сбежавшего от полиции и вместе с любимой девушкой стремившегося затеряться в бескрайних просторах американского Запада. Но от своих страстей не уйдешь, и скоро здесь, в местах, где все дышит солнцем и покоем, назревает новая трагедия...
Спустя два года новый триумф ожидал Ричарда Гира в главной роли фильма П. Шредера "Американский жиголо". А уж после премьеры фильма "Офицер и джентльмен" Тэйлора Хэкфорда еще через два года, где Ричард Гир снова сыграл главную роль и за которую был награжден "Золотым глобусом", он не просто проснулся знаменитым, а превратился в предмет обожания всей женской половины Америки, несмотря на то (а может быть, и благодаря тому), что в одном из эпизодов ему пришлось произнести грязное ругательство, причем в адрес женщины.
"Райские дни", "Американский жиголо", "Офицер и Джентльмен" - все эти фильмы были написаны специально для Джона Траволты, который в те времена был поглощен взлетом своей карьеры, из-за чего и отклонил предложенные роли, великодушно открыв тем самым путь к славе для Ричарда Гира.
Дорога к славе
Ричард Гир наконец-то стал одним из ведущих актеров Голливуда, новым секс-символом, одной его заинтересованности какой-либо ролью уже было достаточно, чтобы картина появилась на свет. Именно он помог режиссеру Джиму МакБрайду осуществить свой давний замысел: сделать обновленную версию знаменитого фильма Годара "На последнем дыхании".
Ироничность, умение актера подчеркнуть дистанцию между собой и образом привлекли внимание Ф. Копполы, предложившего Гиру главную роль в фильме "Клуб "Коттон". В этой-то картине и смог актер в полной мере применить свой музыкальный талант и умение играть на разных инструментах, в том числе и на трубе. Его Майкл Уайт, прозванный Дикси за страстную любовь к джазу, удивительно органично вписывается в сложную музыкальную концепцию фильма.
Во второй половине 80-х годов и начале 90-х Ричард Гир все чаще стал играть характерные роли: в библейском "Царе Давиде", в социальной драме "Власть", полицейской ленте "Внутренние дела", где он показал явно отрицательного персонажа, и, конечно же, в "Августовской рапсодии" А. Куросавы - картине о непростых взаимоотношениях американцев и японцев после Хиросимы и Нагасаки. Эти фильмы были весьма неоднозначно встречены критикой, а за роль в фильме "Царь Давид" актер даже стал обладателем премии "Золотая малина" как худший актер.
В 1990 году Ричард Гир снялся у режиссера Майка Фиггиса в ставшей впоследствии популярной психологической драме "Внутреннее расследование", где сыграл роль очень коррумпированного полицейского.
"Красотка"
Красавец-актер Ричард Гир к своему сорокалетию пополнел, раздался в плечах и талии, нависшие веки почти скрыли лукавый блеск глаз, и вполне естественно, что ему пришлось постепенно уходить от ставшего уже привычным образа секс-символа.
В мелодраматической истории "Красотка", вышедшей на экран в 1990 году и сразу же завоевавшей неслыханную популярность, Ричард Гир предстал деловым человеком, миллионером Эдвардом Льюисом, не расстающимся со строгим костюмом, галстуком и неизменным платочком в нагрудном кармане.
Но мало кто знает, что поначалу актер не хотел сниматься в этом фильме - он дважды отклонял предложенную роль, позднее объясняя это тем, что сценарий не произвел на него никакого впечатления. Но создатели фильма упорно настаивали на том, что образ главного героя соответствует внешним данным именно Ричарда Гира, и продолжали "бомбардировать" его. Так продолжалось до тех пор, пока он не увидел свою будущую партнершу по роли - Джулию Робертс. "Она была просто потрясающей! - рассказывает Гир. - Выглядела лет на шестнадцать, была такой прекрасной и нежной, как бутон розы... И я сказал: "Пожалуй, мы с вами сработаемся!"
Другие работы
После феноменального успеха "Красотки" в последующие 5 лет Ричард Гир специализировался на воплощении различных психологических сторон человеческой натуры: психотерапии в "Окончательном анализе", биполяризма в "Мистере Джонсе", амнезии в "Соммерсби", прелюбодеяния в "Перекрестке" и галантности в "Первом рыцаре" - но, к сожалению, все его усилия в основном были встречены высмеиванием.
В драме "Первобытный Страх" Ричард Гир надеялся на возможность возвращения к былой славе, но тогда его неизвестная со-звезда второй величины молодой актер Эдвард Нортон ловко и совершенно непринужденно, не прилагая к этому никаких особых усилий, захватил все лавры за исполнение главной мужской роли и даже был номинирован на лучшего актера второго плана.
Зато 1997 год стал гораздо успешнее и ознаменовался главными ролями сразу в двух полнометражных картинах: в триллере "Красный Угол", в котором Ричард Гир сыграл юриста из Голливуда, распутывающего убийство женщины в Пекине; и "Шакал", где у него была роль заключенного, завербованного ФБР для поимки убийцы-злодея, которого сыграл Брюс Уиллис.
Через два года Ричард Гир попытался вновь повторить былой успех "Красотки" и снялся в романтической комедии Гарри Маршала "Сбежавшая невеста" в паре все с той же красоткой Джулией Робертс, которая в течение восьми лет искала возможность сыграть с ним еще раз даже несмотря на то, что во время съемок "Красотки" Гир решительно отверг ее неоднократные попытки обольщения.
"Чикаго"
Вышедший в 2002 году фильм-мюзикл "Чикаго", основная тема которого – стремление завороженных шоу-бизнесом людей добиться известности любой ценой, вызвал шумный успех у зрителей и одобрение критиков. Присутствующие в сценарии четыре основные извечные человеческие темы – гнев, жадность, зависть и одиночество – не могли не обеспечить популярности картине.
Несмотря на то, что на заре своей карьеры Ричард Гир начинал играть именно в мюзиклах, он их не считает серьезным искусством, и был немало удивлен, когда ему предложили сняться в "Чикаго". Но блистательный сценарий, гораздо лучший, чем у спектакля, и фонтанировавший всевозможными идеями режиссер перевесили чашу сомнений актера в пользу согласия. По признанию самого Ричарда, читая сценарий, его интересует всегда не столько его личная роль, сколько сценарий в целом, общая идея фильма.
В "Чикаго", например, его привлекло противоречие между вполне реалистическими эмоциональными переживаниями героини, роль которой исполнила Рене Зельвегер, и театром в ее голове: она постоянно живет в воображаемом мире, и этот мир как раз и проявляет себя на экране в музыкальных номерах. "Съемки в "Чикаго" показались мне забавным путешествием. Тогда же я снимался в фильме "Неверная", который требовал огромных эмоциональных затрат, а "Чикаго" я воспринимал просто как каникулы" – вспоминает актер.
По сценарию картины Ричарду Гиру пришлось много танцевать, чего он до этого совершенно не умел. Но доставившие актеру невероятное удовольствие упорные тренировки под руководством бывшей танцовщицы Синтии Онрубиа, начавшиеся за 2 месяца до начала съемок и продолжавшиеся весь съемочный период, позволили Гиру не только приобрести элементарные навыки в искусстве танца, но и даже блеснуть в мюзикле легкостью и виртуозностью исполнения. Все-таки привитая родителями с детства музыкальность здорово помогла ему в этом, недаром он, получая третью в своей карьере статуэтку "Золотой глобус" за роль в "Чикаго", сказал: "Спасибо, мама. Этот приз твой".
На пике славы
После небольшого перерыва, по окончанию съемок "Чикаго", актер продолжал сниматься в основном с мелодрамах и фильм "Давайте потанцуем" 2004 года тому подтверждение. Юрист-трудоголик Джон Кларк из Чикаго, в исполнении хорошего танцора Гира, утомленный рутиной повседневной жизни, случайно заметил в соседнем окне симпатичную преподавательницу танцев – Дженнифер Лопес, и решает начать брать у нее уроки, чтобы узнать девушку получше. Вскоре удовольствие от танцев приходит и в его жизнь, и он понимает, что именно танцы могут быть ключом к спасению его собственного брака.
После относительного двухгодовалого затишья, когда на экраны вышли фильмы "Пчелиный сезон" и "Мистификация", 2007 год был наредкость плодотворным для актера: вышли сразу три фильма с участием Ричарда Гира. Во-первых это фильм "Паства", повествующий о жизни и работе сотрудника департамента общественной безопасности Эрролла Бэббиджа, в исполнении Ричарда Гира, осуществляющим надзор за преступниками, совершившими преступление на сексуальной почве и вышедшими на свободу. Вместе с партнершей по фильму Клэр Дэйнс, сыгравшую новую сотрудницу департамента Эллисон Лоури, актер убедительно создал образ по-настоящему увлеченного своей работой детеркива, чья чрезмерная активность раздражает даже его начальника.
Фильм "Охота Ханта", рассказывающий о военном репортере Саймоне Ханте, роль Ричарда Гира, операторе Дакке и о войне в Боснии, можно назвать "социальным" фильмом. Но по-настоящему "звездным", можно назвать биографическую драму культового режиссера Тодда Хейнса "Мена здесь нет", рассказывающем о популярном певце Бобе Дилане, которого в разных ипостасях исполняют сразу несколько актёров, среди которых Кейт Бланшетт, Ричард Гир и Кристиан Бэйл. На Венецианском кинофестивале 2007 года эта картина получила специальный приз жюри, а Кейт Бланшетт была названа лучшей актрисой смотра. В 2008 году Ричард Гир снялся в мелодраме "Ночи в Роданте".
В настоящее время в производстве находятся два фильма с Ричардом Гиром: "Бруклинские полицейские" и "Амелия".
Личная жизнь
Хотя миллионы женщин по всему миру и считают Ричарда Гира неотразимым мужчиной, любовных историй в его жизни было не так уж много. В юности он был очень робким, и первый серьезный роман завел только в 22 года - с актрисой Пенелопой Милфорд, с которой прожил пять лет. Столько же длился и его роман с бразильской художницей Сильвией Мартинс. Но ни той, ни другой не удалось женить на себе обаяшку Ричарда.
А удалось это сделать только одной женщине - во время съемок в "Красотке" у Ричарда Гира с красавицей супермоделью Синди Кроуфорд начался страстный роман, закончившийся браком. Ему в то время было 42, ей - 25. Их называли "парой века". Поначалу они были настолько влюблены, что долго не замечали, насколько они разные люди. Синди считала, что увлечение Ричарда буддизмом и Тибетом сродни ее собственному интересу к гороскопам, а для Ричарда Восток был всем. Он то и дело уезжал на встречи с очередным гуру, а когда возвращался, целыми днями пропадал на заседаниях Фонда Гира, отстаивая там независимость Тибета... Синди ужасно раздражало все это и в конце концов она поставила ультиматум: "Или я, или Тибет". Четырехлетний брак закончился в 1995 году разводом.
Но уже в следующем году Ричард Гир познакомился с 35-летней актрисой Кэри Лоуэлл, "девушкой Бонда" из фильме "Лицензия на убийство". Встреча с ней перевернула жизнь "главного буддиста Голливуда" и с тех пор они уже не расставались. "Мы женаты в том смысле, что я попросил ее быть моей женой и она ответила "да". А что касается церемонии, то у нас не было времени и энергии ее проделать"- говорит актер.
Ричард Гир как-то заявил, что разница в возрасте для него не имеет никакого значения, но все же он предпочитает женщин, разменявших четвертый десяток. "Я ценю честность, чувствительность и естественность. Если женщина обладает этими качествами, то это привлечет меня куда больше, чем ее великолепная фигура", - прояснил свою позицию Ричард Гир. Хотя уж кому-кому, а Ричарду пенять на фигуры своих партнерш не стоит - его женщины обладали и обладают идеальными пропорциями и по-настоящему красивы.
В феврале 2000 года у Ричарда Гира (в пятьдесят лет!) родился первенец - Гомер Джеймс Джигме Гир. Отвечая на вопрос, откуда такое странное имя, актер не без гордости пояснил: "Гомером зовут моего отца, а Джеймсом - отца Кэри. Джигме означает "бесстрашный", это имя моему сыну дали тибетцы".
После рождения ребенка актер хотел как можно больше времени проводить с женой, ребенком, просто жить спокойной и размеренной жизнью. Но потом понял, что ужасно любит сниматься и, по его собственному признанию, будет делать это до тех пор, пока ему не скажут, что он больше ни на что не способен.
Буддизм
С ранней юности Ричарда Гира постоянно занимали вопросы: "Кто я такой? Зачем я существую? Какой смысл во всем этом?", и впоследствии, в начале 80-х годов Гир, занимаясь на курсах восточной философии, всерьез увлекся буддизмом, который стал для него выходом из этого экзистенциального кризиса и наконец-то расставил все по своим местам в его сознании. Актер говорит, что невероятно обогатился душой за последние 25 лет, что его практикует.
За эти годы он успешно использовал свою популярность для личных целей, наиболее известной из которых был его запрос на поддержку тибетцев, угнетаемых китайским правительством. Чтобы организовывать и продвигать свои активистские идеи, Гир основал Tibet House в Нью-Йорке и учредил фонд, назвав его своим именем. Также он регулярно уезжает в Тибет, чтобы побыть в кругу своих учителей и поддерживать ту внутреннюю связь, ставшая для него такой дорогой и необходимой.
Ричард Гир уже много лет вынашивает мечту о съемках фильма о Тибете и в течение всего времени увлечения буддизмом собрал массу документальной хроники. По замыслу актера это будет история большой игры, в которой две империи - Российская и Британская - в начале XX века борются за контроль над Китаем, Монголией и Тибетом. Но начать съемки пока не получается, и мечта остается мечтой…
Ричард настолько погружен в буддизм, что несмотря на наличие особняка на Восточном побережье Штатов, истинным своим домом считает Тибет и по сей день остается ревностным и преданным буддистом.