Настоящее имя актёра — Рамон Херардо Антонио Эстевез.
Сын испанского иммигранта и ирландки, Мартин Шин являет собой адскую смесь двух национальностей, проявившуюся и во внешнем облике, и в темпераменте, и в характере. Голубые глаза с огромными белками, расположенные на "нейтральном" лице с очень правильными чертами, способные кардинально менять выражение, позволяя их обладателю исполнять роли в диапазоне от маньяков до простаков. А решительность и бесстрашие испанских конкистадоров, соединившись с извечной ирландской воинственностью в борьбе за справедливость, проявились в социальной ангажированности Шина. Без его участия обходится редкая благотворительная или либеральная акция, он неоднократно арестовывался за участие во всевозможных, чаще всего антиядерных, демонстрациях, на телевидении он - автор и исполнитель своеобразных политических документальных драм, характеризующих деятельность братьев Кеннеди, адвоката Джона Дина и других.
Уникальный самобытный актер, настоящий самородок, не получивший специального образования, Шин привлек к себе внимание в 1964 г., сыграв в нашумевшем бродвейском спектакле "Речь шла о Розах" (в 1968 г. постановка была перенесена на экран).
Он начинал с работы дворником, посыльным, мойщиком автомобилей, продавцом газировки. Частое общение с разными людьми развило в нем не пародийные способности, а умение проникать в тонкие нюансы человеческой психологии. Внимание к поведенческим деталям послужило основой профессиональных навыков его будущего рода деятельности. Наблюдательность и аналитические способности не могли рано или поздно не привести Шина к профессии режиссера.
На телевидении он дебютировал лентой "Дети заводят детей", а в кино по собственному сценарию поставил фильм "Каденция" (1990).
Обращение к новому ремеслу было отчасти и вынужденным. Дело в том, что на экране Шину не слишком везло. То и дело эксплуатировали какую - то одну грань его таланта.
В своей первой работе - образе садиста, терроризирующего с приятелем целый вагон поезда метро в "Инциденте" (1967), актер сумел создать весьма впечатляющий образ.
После этого он представал маньяком-извращенцем в бесконечных вариациях "Лолиты, встречающей психопата" (как, например, в фильме "Девочка, живущая вниз по улице", 1976). Лишенным каких-либо моральных и нравственных принципов убийцей, руководствовавшимся лишь страхом погони ("Пустоши", 1973). Обращаясь к теме ему близкой и будучи крайне достоверным, Шину, несмотря на все старания, редко удавалось разнообразить образы профсоюзных лидеров и прочих аналогичных типажей ("Уолл-стрит", 1987).
Лишь один режиссер увидел всю многогранность дарования этого актера: Коппола снял Шина в одной из центральных ролей знаменитого "Апокалипсиса сегодня" (1979). Вместе с Марлоном Брандо он представлял как бы два полюса человеческого безумия, порожденного войной. Но в финале полюса соприкасались, круг замыкался, охотник и жертва не то менялись местами, не то сливались воедино и отображали изуродованное жизнью сознание. Для того чтобы передать на экране некое философское понятие, необходимо не только высокое режиссерское ремесло, но и подлинный актерский талант. В лицедействе Шин не уступил Брандо, а это - несомненный эталон мастерства.
У Шина четверо детей. Трое - Эмилио, Рамон и дочь Рене носят настоящую фамилию - Эстевез. Третий сын, Чарли, унаследовал отцовский псевдоним - Шин. Все четверо - актеры.