21 января Светлана Ходченкова, ставшая одной из ключевых фигур российских кино- и телеэкранов последних лет, отмечает 35-летие. «Кино Mail.Ru» вспоминает ее самые яркие и смелые роли и любуется ее самыми дерзкими и отчаянными героинями.
Впервые актриса снялась в кино в 2005 году в образе хрестоматийной русской красавицы, пышнотелой и без оглядки преданной любимому. Однако настоящую известность и популярность ей принесли не картины Станислава Говорухина («Благословите женщину», «Не хлебом единым»), а сериал Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни». От не устающей возмущать общественность режиссерки «Школы» все ждали чего-то этакого. И дождались — первая (спойлер: и далеко не последняя) откровенная сцена начинается на третьей минуте первой серии, и невероятно похудевшая и совершенно не похожая на «говорухинскую» Ходченкова принимает в ней самое непосредственное участие. Вообще в героиню из «Краткого курса…» Сашу Усову невозможно не влюбиться. Поэтому чуть ли не каждая первая зрительница мечтала перенять ее хищный взгляд, стервозное контральто и манеру томно курить тонкие сигареты.
В комедии Карена Оганесяна «Жизнь впереди» о встрече бывших одноклассников спустя 15 лет после выпускного можно увидеть обновленную и дополненную версию ходченковской стервозности — еще больше гламура, тяжелого люкса и едкого сарказма. Впрочем, все это ненадолго — по сюжету герой Александра Паля, безнадежно влюбленный со школьной скамьи в звезду местного значения Люду, похищает свою зазнобу, предварительно залепив ей рот скотчем. Поэтому вместо колких издевательств над неудачником Геной мы будем слышать в основном нечленораздельное мычание, а вместо безупречного смоки-айз созерцать размазанную подводку и потекшую тушь.
Очевидно, острые на язык героини Светлане Ходченковой удаются лучше всего. Мизантроп и ресторанный критик Соня Багрецова — еще один тому пример. Забавно: первоначально сериал «Вы все меня бесите» назывался коротко и ясно — «Стерва». И, невозможно не отметить, постер с этим категоричным определением в сочетании с фото Светланы Ходченковой без косметики, с гладким хвостом и в очках без оправы выглядел крайне убедительно. Напомним, по сюжету, у героини есть две особенности: первая — чудовищный характер, вторая — затейливая реакция на даже небольшую дозу алкоголя, а именно — крайняя степень дружелюбия и коммуникабельности. И знаете что? Ходченкова в ипостаси «плохого полицейского» выглядит на порядок органичнее.
В незатейливом ромкоме Армана Геворгяна «Гороскоп на удачу» с Дмитрием Ендальцевым в главной роли Светлана Ходченкова воплощает народные представления о дочерях олигархов: холеная пустышка, все свободное время проводящая в ночных клубах и на светских тусовках. Красная помада и огромные ювелирные украшения прилагаются. Стоит ли упоминать, что она самая что ни на есть стерва? Вы наверняка уже и сами догадались.
Первым заметным голливудским проектом Светланы Ходченковой стала шпионская драма «Шпион, выйди вон!» с Гари Олдманом и Колином Фертом, однако настоящая мировая известность пришла к ней после одной из ключевых ролей в фантастическом боевике вселенной Marvel «Росомаха: Бессмертный». В ее исполнении злодейка Гадюка получилась невероятно харизматичной и сексуальной, как и подобает антигероиням. К слову, эту работу актрисы как зарубежные, так и российские критики отметили положительными отзывами. А сам Хью Джекман отозвался о ней как об очень талантливой актрисе, которой стоит гордиться ее соотечественникам.
В семейной драме «Воин» по мотивам одноименной американской картины 2011 года Светлане Ходченковой досталась героиня нелегкой судьбы: дочь тяжело больна, на лечение требуется серьезная сумма, чтобы заработать ее, они с мужем буквально выбиваются из сил. Он работает на автосвалке, она трудится стриптизершей. И Ходченковой, следует отметить, прекрасно удаются танцы у шеста. Как рассказала актриса в одном из интервью, научиться этому стоило ей немалых усилий: «Танцы на пилоне — это ужасно тяжело физически. Невероятно сильные руки надо иметь!»
Спустя десятилетие после своего кинодебюта Светлана Ходченкова вернулась к Станиславу Говорухину и снялась в его ностальгической экранизации рассказов Довлатова «Конец прекрасной эпохи». Как оказалось, ей невероятно идет ЧБ и ретро-образ: в роли редактора таллиннской газеты Светлана напоминает Типпи Хедрен, не меньше.
В эпичном кинополотне «Викинг» по сценарию, написанному, как остроумно подметил Константин Эрнст, самим летописцем Нестором, Светлане Ходченковой досталась роль единственного, пожалуй, цивилизованного человека в фильме — византийской княжны Ирины. Она становится практически духовным наставником главного героя в исполнении Данилы Козловского. Более того, она на личном примере демонстрирует Владимиру, убившему ее мужа, силу христианского всепрощения.
Небольшая, но запоминающаяся работа Светланы Ходченковой в шпионском детективе «Шпион, выйди вон!» — роль советской разведчицы Ирины — стала для нее пропуском в Голливуд, а российским зрителям дала очередной повод для гордости, ведь ее (и Константина Хабенского, который также был задействован в проекте) партнерами по съемкам стали Гари Олдман, Колин Ферт, Том Харди, Бенедикт Камбербэтч. А сам фильм, к слову, заслужил целых три номинации на «Оскар».
От прекрасной и ужасной венгерской графини Елизаветы в хорроре «Кровавая леди Батори» в исполнении Светланы Ходченковой не отвести глаз. Утонченная красавица-аристократка, которая за толстыми стенами родового замка безнаказанно и жестоко убивает людей, — образ одновременно отталкивающий и притягательный.