Страна: Аргентина/Италия
Амплуа: Нападающий
Родился: 2 октября 1935 года в Сан-Николасе (провинция Буэнос Айрес, Аргентина)
Выступал: «Сан Николас» 1950-1953 гг «Ривер Плейт» 1954-1957 гг. «Ювентус» 1957-1965 гг. «Наполи» 1965-1969 гг.
Всего провел в первых дивизионах Аргентины и Италии: 343 матча, 176 голов (подробнее)
Сборная Аргентины: (1956-1957) 18 матчей 9 голов.
Сборная Италии: (1961-1964) 9 матчей 8 голов
Достижения:
Командные:
Обладатель Кубка Америки 1955, 1957 гг.
Вице-чемпион Южной Америки 1956 г.
Участник Чемпионата мира 1962 г.
Чемпион Аргентины 1952, 1953, 1955, 1956, 1957 гг.
Чемпион Италии 1958, 1960, 1961 гг.
Обладатель Кубка Италии 1959, 1960, 1965 гг.
Личные:
Лучший футболист Европы 1961 г.
Лучший футболист Италии 1960, 1961 гг.
Лучший бомбардир чемпионата Италии 1960 г.
Согласно рейтинга МФИСФ занимает 36 место среди футболистов мира ХХ века и 16 место среди футболистов Южной Америки.
Возможно, не было в истории игры другого человека, у которого бы в такой же степени, как у Омара Сивори, качества футбольного гения сочетались с необузданностью нрава. Непомерная страсть, с которой он выходил на поле, становилась причиной бесчисленных скандалов, потасовок и удалений. Но ему его выходки прощали, потому что он действительно был гений. «Поставьте Сивори к десяти посредственностям — и вы получите команду-чемпиона», — сказал о нем его учитель в футболе Ренато Чезарини.
Одна из трех «грязных рож»
Энрике Омар родился в 1935 году в семье Адеодато Сивори и Каролы Тираккья - аргентинцев итальянского происхождения. Он обращал на себя внимание буйным темпераментом с раннего детства: играя за команду родного городка «Сан-Николас», орал на партнеров, когда те не давали ему мяч, отчаянно не желал проигрывать, непременно отвечал ударом на удар. Его майка вследствие этого постоянно вылезала из трусов, и по этой примете его всегда можно было легко выделить с трибун из общей массы играющих.
Парень никогда не оставлял зрителей равнодушными — его то оскорбляли, то награждали аплодисментами.
В своих воспоминаниях Сивори с особой благодарностью отзывается о Ренато Чезарини. «Имя мне дали родители, а известным его сделал Чезарини», — говорит он.
Человек, о котором идет речь, в 30-х годах сам был популярным форвардом «Ювентуса», родился в Аргентине, но еще ребенком попал в Италию. Став тренером, он и открыл Сивори в дебрях подросткового футбола, приведя в 1952 году его, 16-летнего, в «Ривер Плейт».
Судьба связывала их вместе полтора десятка лет. Именно Чезарини рекомендовал в 1957 году Сивори «Ювентусу», где чуть позже, в 1959-м, они воссоединились как игрок и тренер. Сивори очень легко шел на рожон в отношениях с кем угодно, и Чезарини являл собой едва ли не единственный пример человека, с которым он не позволял себе ни малейшей грубости.
...Итак, в 1952 году Омар оказался в «Ривер Плейте». Сначала — в четвертой команде 14 голов, забитых в 12 играх, способствовали его быстрому переводу в третью команду, где он продолжил сезон 1952 года с показателями 11 матчей, 6 голов. Следующий сезон, играя левого инсайда, он начал с 6 голов в 8 играх, и тогда его перевели во вторую (21 матч, 11 голов).
Наконец, 30 января 1954-го он дебютировал в основной команде «Ривера» — заменил знаменитого Анхеля Лабруну в товарищеском матче с югославским «Партизаном». 4 апреля того же года — дебют в первом дивизионе Аргентины. «Ривер» побеждает 5:2 «Ланус», четыре гола на счету уругвайской звезды Вальтера Гомеса. Пятый, последний — на счету дебютанта, которого сразу же начинают прочить в наследники Лабруны, отмечая его многочисленные достоинства.
Имея средние габариты: 170 см роста и 70 кг веса, юный Сивори обнаружил отменное видение поля, сильный удар с обеих ног и дриблинг, который предпочитал выполнять левой (за это ему дали прозвище Гамбета — «левша»).
В принципиальном матче второго круга чемпионата-54 против «Бока Хуниорс» Сивори приводит публику в экстаз, обведя поочередно четверых соперников — Кольмана, Эдвардса, Пеше и Моуриньо. После финального свистка его подхватывают на руки и на руках выносят со стадиона.
Он становится чемпионом страны в 1955 и 1956 годах и дебютирует за сборную Аргентины на Кубке Америки-56, забивая гол перуанцам в своем первом матче. В финале аргентинцы уступают хозяевам турнира уругвайцам.
Через год — новый розыгрыш Кубка Америки, в Лиме. И на сей раз победный для команды Сивори. В финале в эффектном стиле повержена Бразилия (3:0). Все воздают похвалу мощной тройке нападения Маскьо — Анджелилло — Сивори, которых после дня финального матча в аргентинской прессе именуют ласковым объединяющим выражением caras sucias — «грязные рожи». Они так старались победить бразильцев, что вывозились в грязи.
Все три «грязые рожи» моментально покупаются богатыми итальянскими клубами. Сивори проводит 5 мая 1957 года прощальный матч за «Ривер Плейт» и 27 мая становится футболистом «Ювентуса». «Юве» выплачивает за него 10 миллионов песо — для того времени это мировой рекорд.
Из «Ювентуса» его выжил Эррера
Сивори пришел в «Ювентус» в разгар скандала, который там бушевал. Президент Умберто Аньелли обвинялся в разбазаривании средств. Возможно, это оказало свое воздействие: поначалу Омар играл неважно, но постепенно разошелся, в матче с «Виченцей» (5:2) сделал покер, и сезон 1957/58 закончил с активом 22 гола и в звании чемпиона Италии.
1960 год приносит Сивори новый скудетто, а вместе с ним — титул «короля бомбардиров» серии А. Парадокс: несмотря на то, что он постоянно оказывается в эпицентре скандалов, часто дисквалифицируется, его все равно признают лучшим футболистом Италии, а «Юве» продолжает на него молиться. В «Ювентусе» работает на полную мощь убийственное атакующее трио: валлиец Джон Чарльз в центре, Бониперти и Сивори — по бокам.
В 1961 году Сивори присуждается европейский «Золотой мяч». Получив итальянское гражданство, он дебютирует в составе «скуадры адзурры». В третьем по счету матче в ее составе, 15 июня, играет во Флоренции против Аргентины. Противостояние соотечественникам действует на него поначалу угнетающе, но во втором тайме он оставляет эмоции в стороне и начинает играть в полную силу. Забивает гол, и Италия крупно выигрывает — 4:1.
Еще одним примечательным событием 1961 года становится матч «Ювентуса» и «Интера», в котором интеристы, обиженные на федерацию, в знак протеста выставляют молодежный состав. Черно-белые не щадят юнцов и громят их в пух и прах — 9:1. Шесть из девяти голов приходится на долю Сивори, который повторяет рекорд результативности Сильвио Пиолы.
С тех пор никто в Италии так много в одном матче больше не забивал.
В 1962 году Сивори в третий и последний раз становится чемпионом Италии и участвует в чемпионате мира в Чили, правда, без особого блеска. На его счету матчи против ФРГ и Швейцарии.
Счастливый для Сивори период закончился с приходом в «Ювентус» на тренерскую должность парагвайца Эриберто Эрреры. Беря пример со своего однофамильца Эленио, он начал «душить» игроков необходимостью действовать в строгом соответствии со своими схемами, чего Омар на дух не выносил. Он много раз повторял, что привык играть в футбол сердцем, а не схемами. Разгорелся конфликт, победителем в котором вышел Эррера.
Последний скандал - самый громкий
А Сивори пришлось летом 1965 года ретироваться в «Наполи», где ему оказали беспрецедентно теплый пример. Вместе с ним в этот клуб перешла другая звезда серии А—итало-бразилец Жозе Альтафини. За двоих заплатили 150 миллионов аргентинских песо.
До Неаполя еще не дошла расползающаяся по Италии «зараза», и там пока можно было «играть сердцем». Максимальное достижение, которого добился «Наполи» за 4 сезона с Сивори, — второе место в сезоне 1967/68 . Но он почти не был причастен к этому успеху, поскольку провел из-за травм всего семь игр.
Мало того, на протяжении этого сезона Сивори непрерывно ругался с тренером Бруно Пезаолой, который вынужден был сразу после его окончания уйти в «Фиорентину», где, кстати, тут же и доказал свою квалификацию, с ходу выиграв скудетто.
...Сезон 1968/69 года оказался в карьере Сивори последним и увенчался скандалом, который стал ее достойным «венцом». Многие месяцы он провел на больничной койке, претерпев серию операций на больной лодыжке. Только к ноябрю он начал поправляться.
Тренер Карло Парола, пришедший в «Наполи» на смену Пезаоле, уже подобрал альтернативу на позицию левого форварда в лице Баризона. Но старый (по футбольным меркам) и поломанный Сивори по-прежнему считал себя лучше всех.
В один прекрасный день произошла грандиозная ссора с участием Сивори, Паролы, врача Корвино и администратора Роберто Фиоре. Тренер настаивал, что Омар может играть максимум 60 минут и поэтому не может рассчитывать на место в «основе». Сивори твердил свое: хочу играть и буду играть! В итоге его за нарушение дисциплины оштрафовали на 1 миллион лир.
Среди его партнеров по «Наполи» росло недовольство: их «достали» выходки неугомонной экс-примадонны. Этот, кстати, случай Сивори радикально отличался от случая Марадоны — другого великого аргентинца, оказавшего честь клубу с юга Италии своим появлением в нем. Марадона тоже был, как известно, неугомонного нрава человек и постоянно что-то вытворял, но его все равно в Неаполе безмерно любили. А вот Сивори эту любовь утратил.
Тем временем события развивались следующим образом. 13 ноября 1968 года Омар впервые после долгого перерыва вышел на поле в матче Кубка УЕФА с «Лидсом» (0:2). 17 ноября он сыграл с «Палермо» и забил победный гол. В следующем туре не испортил в принципе картины в Виченце, хотя «Наполи» и проиграл 0:2. Казалось, он вот-вот отвоюет себе место «титулара».
Но вся беда была в том, что следующим соперником неаполитанцев 1 декабря был «Ювентус», где все еще работал старый враг Сивори — Эриберто Эррера. Можно было предположить, что что-то нехорошее произойдет. И произошло. Опекун аргентинца по фамилии Фавалли (может быть, по поручению Эрреры) явно вышел на поле с намерением вывести Сивори из себя. Он корчился на газоне и провоцировал судью.
В какой-то момент арбитр Пьерони клюнул на его удочку и показал Сивори на раздевалку. Это его решение вызвало на поле потасовку с участием большого количества людей. В итоге кроме Сивори удалили также неаполитанца Пандзанато, ювентийца Сальвадоре и кое-кого из тренерского состава.
Репутация Сивори сработала против него: ему вкачали шести матчевую дисквалификацию. Тот факт, что он не стал самым пострадавшим в этой истории (Пандзанато дисквалифицировали на 9 игр), его не утешил. Взбешенный Сивори созвал 5 декабря пресс-конференцию, где обрушил страшные проклятия на голову Эриберто Эрреры и посоветовал президенту «Ювентуса» Кателле «позаботиться о том, что происходит в его клубе».
6 декабря он объявил, что заканчивает с футболом в знак протеста против несправедливой дисквалификации и едет в Аргентину на 20 дней. Прибыв туда, сказал, что если еще будет в форме и если найдет силы для самопожертвования, то поиграет еще за «Ривер Плейт».
Но таковых сил не нашлось. Карьера «анфан террибля» на том и закончилась.
Став тренером, продолжал буйствовать
В Италии Сивори обзавелся семьей, женившись 21 декабря 1957 года на Элене Каза. От брака с ней у него трое детей. Что интересно, все они родились именно в те годы, когда он становился чемпионом Италии, то есть 1958-м (дочь Мириам), 1960-м (сын Нестор) и 1962-м (сын Умберто Ренато). Все трое по паспорту итальянцы.
Обладая кипучей натурой, Сивори, после того как повесил бутсы на гвоздь, недолго сидел без дела. Через год он уже работал тренером, приняв в январе 1970-го «Росарио Сентраль». Но и на новом поприще у него не обошлось без приключений. Сивори поехал в качестве радиокомментатора на чемпионат мира в Мексике, а когда вернулся, обнаружил, что у «Росарио» уже другой наставник.
В 1971 году он возглавил «Эстудиантес», но стаж в этом клубе получился совсем коротким — 15 дней. Сивори, не расставшись еще с игровым менталитетом, встал на сторону своих подопечных в их конфликте с руководством. Он потребовал вернуть им долги, а когда получил отказ — ушел.
Следующей его командой была сборная Аргентины, которую он в ноябре 1972-го вызвался провести через отборочный цикл очередного чемпионата мира. Довести дело до конца ему конечно же не удалось: драка с чиновником федерации закончилась увольнением в сентябре 1973 года. Аргентинцы успешно завершили отборочный турнир, но уже без него. В решающем матче с Парагваем (3:1) Сивори, будто бы он еще находился в должности, появился у бровки, орал до хрипоты и энергично жестикулировал.
Далее он появлялся в качестве тренера в «Ривер Плейте» (1974), «Наполи» (1976) и «Велес Сарсфилде» (1978/79), но вновь каждый раз ненадолго.