В ранних альбомах Эдлунд использовал типичный для дэт-метала гроулинг, однако в середине 1990-х годов Tiamat изменила свой стиль в основном по воле Эдлунда. Он переключился на глубокий баритон, а музыка полностью ушла от дэт-метала. Так в альбоме Wildhoney появились психоделические композиции (The Ar, Planets и Pocked Size Sun), близкие по духу к творчеству Pink Floyd, любимой группы Йохана Эдлунда. Свои эксперименты с музыкальным стилем Эдлунд продолжил в следующих альбомах группы, не смутившись даже тем, что многие поклонники плохо приняли альбом A Deeper Kind of Slumber, сочтя его слишком экспериментальным, далеким от метала. О своих творческих метаморфозах сам Эдлунд говорил так:
Из десяти моих самых любимых пластинок всех времен и народов семь — альбомы Pink Floyd. Я очень, очень, очень большой фэн Pink Floyd. Я просто фанатик! Для меня это почти что религия. Pink Floyd — мой абсолютный фаворит и первая группа, которую я услышал и в музыку которых врубился. Но что такое истинная психоделия, я начал осознавать не так давно. Я понял, что без наркотиков достичь такого результата просто невозможно. Нет, я не наркоман и тем более никакой не проповедник, я не хочу говорить, хорошо это или плохо — просто я имел некоторый опыт с этими вещами и отражаю их в своей музыке и в текстах. У меня очень много песен о наркотиках, но группа Tiamat тем не менее не пропагандирует это, ни в коем случае! Более того, я думаю, что после пары таких текстов у человека должны возникнуть совершенно противоположные чувства.
Йохан Эдлунд сделал несколько ремиксов на композиции немецкой группы Rammstein, в том числе для её сингла Stripped. Как приглашённый гитарист он участвовал в голландском прогрессивно-металическом проекте Ayreon.
В 2000 году Эдлунд создал новый музыкальный проект, группу Lucyfire, в которой он участвует параллельно с Tiamat. По словам Йохана эта группа нужна для его музыкальных экспериментов, не вписывающихся в формат его первой группы. В 2001 году новая группа выпустила свой первый (и пока единственный) альбом This Dollar Saved My Life At Whitehorse с незамысловатым рóковым звучанием и словами, затрагивающими известные темы вина, женщин и песен. Альбом символизирует типичную рок-н-ролльную мечту, что Эдлунд счёл несовместимым с имиджем Tiamat.