Работает в театре-студии "Мел". С конца 70-х годов ставил неофициальные спектакли (и исполнял главные роли) по пьесам Ионеско, Пинтера и других драматургов ТЕАТРА АБСУРДА.
Родился 28 марта 1939 года.
Окончил Театральное училище имени Б.В.Щукина.
Работал в театрах имени А. С. Пушкина, им. К. С. Станиславского, на Таганке.
Ранние годы
Алексей Зайцев родился в деревне Игумново Горьковской области. Его отец работал на заводе вальцовщиком, а мать была домашней хозяйкой. В 15 лет Алексей увлекся театром и стал посещать художественную самодеятельность, которая находилась в 10-ти километрах от деревни в клубе соседнего поселка, куда он каждый день ходил пешком.
Окончив школу, Алексей поехал поступать в Горьковское театральное училище, но потерпел неудачу. Причиной стал его маленький рост и окающее произношение. На экзаменах Зайцева заметил местный театральный режиссер Григорий Исаакович Залкинд и стал с ним заниматься, переучивая Алексея произношению на «а». Затем Григорий Исаакович пригласил Зайцева в Дзержинский театр на роль Олега в спектакль «В поисках радости», который имел большой успех у зрителей. В «Горьковской правде» была напечатана положительная рецензия, а роль Зайцева названа самой лучшей. С этим спектаклем Алексей побывал на гастролях в Муроме, Владимире и Горьком.
В конце 50-х годов Залкинд уехал работать в Москву режиссером на Центральное телевидение. В 1959 году за учителем решился поехать в столицу и Зайцев. Не имея средств, он устроился кочегаром в поезд и, таким образом, добрался до Москвы.
Алексей Зайцев подал документы во все театральные ВУЗы столицы. Последним на его пути оставалось Театральное училище имени Щукина. Находясь в гостях у Григория Исааковича, он познакомился с Евгением Евтушенко. Поэт специально для Зайцева написал стихи, которые помогли ему поступить. Алексей был зачислен на курс Леонида Моисеевича Шихматова и Иосифа Матвеевича Рапопорта.
Еще будучи студентом, Алексей дебютировал в кино в эпизоде фильма Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер». Затем последовали Женька в «Алешкиной любви» и Николай Сорокин в «Колыбельной». К сожалению, кино не сумело по достоинству оценить талант Зайцева, используя его в небольших ролях и эпизодах, в основном, характерного плана, что, однако, не помешало ему создать живые и запоминающиеся образы. Для Зайцева, как актера, всегда важно было внутреннее раскрытие образа героя, его психологическая сторона. К лучшим киноработам Алексея Никифоровича относятся Коханюк в «Пяди земли», Мусиенко в «Огне» и «Белом круге», Митроха в «Возьми меня с собой», Селифан в «Мертвых душах», Недосека в «Знаке беды», Коля-Олег в «Плюмбуме, или Опасной игре», Антон в «Дамском портном».
Театр абсурда
В 70-е годы пьесы, поставленные режиссером Григорием Залкиндом с Алексеем Зайцевым в главных ролях, пытались увидеть многие. Но игрались они нерегулярно, где случится, где дадут помещение, часто бесплатно. Творческой радости спектакли доставили создателям немало, а неприятностей— еще больше. Ведь это были постановки в духе театра абсурда (что отнюдь не белиберда и «сплошной кроссворд», а совершенно определенный, осмысленный взгляд на действительность) — на дворе же стояли «бесперспективные» 70-е годы...
Предыстория тех дерзких, неожиданных «скандальных» спектаклей началась в городе Дзержинске, в Театре имени 30-летия комсомола, где Алексей Зайцев сыграл свою первую в жизни главную роль — Олега в популярной в свое время пьесе В. Розова «В поисках радости», поставленной тем же Г. Залкиндом. Профессионального актерского образования у Зайцева тогда не было: поступить в театральное училище не удавалось— помехой был его маленький рост. Год болтался без работы, занимался в самодеятельности. И вдруг приглашение на центральную роль в серьезный театр!
С Залкиндом у актера связан, как говорит он сам, весь «неофициальный статус» его жизни. По сути, борьбой с «официальным» искусством, с «официозом» пронизано все творчество Алексея Зайцева. И его учителя. Их содружества.
Закончена учеба, и начинаются скитания по театрам: ТЮЗ, Театр имени Пушкина, имени Моссовета, имени Ленинского комсомола... И везде не более двух-трех лет. Почему? Что не устраивало? Роли, которые предлагали. Это совсем не то, что ему хотелось играть. Его всегда интересовал Человек. От Акакия Акакиевича до Ричарда III...
«Ракушечный остров»
1967 год. А. Зайцев пишет киносценарий «Ракушечный остров», состоящий из снов, ощущений, атмосферы разных времен, и предлагает его своему другу режиссеру В. Дербеневу. Тот соглашается ставить и до поры до времени берет Зайцева вторым режиссером на свою картину «Рыцарь мечты»». Однако «Ракушечный остров» так и не был поставлен. «Юбилейный год, а в сценарии слишком много задумчивости» — таково было решение «сверху».
1967-й: плотнее подкручиваются политические гайки, накрепко закупориваются идеологические шлюзы, и не удивляет, что скромному поэтическому фильму, где не было лозунгов и наигранного патриотизма, не нашлось места в тематическом плане студии...
Содружество с Залкиндом
Событием для Зайцева стал переезд в Москву Г. Залкинда. На свой страх и риск они начинают ставить пьесу «Сторож» Гарольда Пинтара — «Шекспира XX века», как его называют. Но на творчестве драматурга висел ярлык «абсурдизма», а значит, «не нашей драматургии». И начались гонения. Лет пять-шесть «Сторожа» играли в подвалах, домах культуры бескорыстно. Попасть на эти «крамольные» спектакли было почти невозможно, поскольку информация о них передавалась из уст в уста, и кто-то из знакомых должен был тебя отвести туда, где играют.
...Однажды в Театр сатиры, где работал А. Зайцев, пришло указание начальства, которым предписывалось «запретить «левые» спектакли, которые играет актер театра А. Зайцев, а самого его строго наказать». Театр пришлось менять в очередной раз. Работал даже режиссером документального кино на телевидении. Может, кто помнит творческие портреты ученых Блохина и Капицы, прошедшие некогда в эфире? Их автор— Алексей Зайцев.
«Стулья» Э.Ионеско
...Горький, смешной и страшный спектакль «Стулья»» Эжена Ионеско о том, как одинокие старик и старуха устраивают бал «фантомов», принимают воображаемых гостей, можно было посмотреть в Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского. А в эпоху расцвета Брежнева ему вместе с гротесковыми «Ричардом III» и «Лифтом», объединенными темой «наемных убийц», была объявлена война. Толпы приглашенных на спектакль разгонялись, выделенные для представления помещения в последний момент — без объяснений — закрывались, а актеры оставшуюся часть вечера проводили в отделении милиции.
Театр на Таганке
В конце 70-х Зайцев в Театре на Таганке. После долгих лет мытарств и непонимания, наконец, работа действительно творческая, близкая по духу: играет Поприщина и Акакия Акакиевича в «Ревизорской сказке» по Гоголю, Мармеладова в «Преступлении и наказании» Достоевского, Лю Синя в «Турандот, или Конгресс обелите лей» Брехта, Чебутыкина в чеховских «Трех сестрах», Лояля в «Тартюфе». Но «Стулья» продолжает играть. И вот после очередного успеха (вместо трехсот приглашенных пришло полторы тысячи зрителей и после спектакля аплодировали стоя) пришла очередная «телега»: «Ваш такой-сякой актер Зайцев...» И снова поиски работы.
...Нет уже Григория Исааковича Залкинда, а постановки его, включая автобиографический для Зайцева спектакль «С Новым годом!», идут. Сейчас разрешено, сейчас уже можно.
Отработав в Таганке 9 лет, актер переходит сначала в Театр имени Моссовета, а затем в Театр сатиры, где так же, как и в предыдущих театрах, продержался недолго. После очередного «подпольного» показа «Сторожа» Залкинда и Зайцева «загребли» в милицию, в результате чего Григория Моисеевича выгнали с телевидения, а Алексея Никифоровича из театра.
Следующим был Театр имени Станиславского, где Зайцев играл в «Двух веронцах» и в «Собачьем сердце» Шарикова. Но тут произошла, ставшая уже обычной, встреча с милицией, в результате которой Алексея Никифоровича на 45 суток отправили в психушку, где он успел написать пьесу «Остановка в пустыне». Руководство театра получило справку о том, что Зайцев болен шизофренией, и он был благополучно уволен.
Работы в кино
Кино? Оно не забывало актера и в то же время... забывало. Роли в «Колыбельной» М. Калика. «Бэле» С. Ростоцкого, «Острове Колдун» Т. Лукашевич, детективе «Бриллианты для диктатуры пролетариата» вряд ли соответствовали дарованию Зайцева. В основном использовали его интересную внешность, типаж. Пожалуй, лишь М. Швейцер, встретившись с этим артистом на фильме «Время— вперед!», пытался потом давать ему неожиданные задачи, раскрывающие его возможности.
Неужели так и не было удач в кино? Были. Мужик в «Бирюке» Р. Балаяна, инженер Мусиенко в дилогии «Огонь» — «Белый круг» Ю. Лысенко, Недо-сека в «Знаке беды» М. Пташука, Селифан в «Мертвых душах» М. Швейцера и, конечно, Коля-Олег в «Плюмбуме...». Есть яркие работы в дипломных короткометражках молодых режиссеров «Мой зять украл машину дров», «Соло», «Объездчик», не вошедший в фильм «Смешные люди» эпизод «Баня». Наверняка стоит поговорить и о его работе в многосерийном фильме «Хлеб— имя существительное».
Если определять внутреннюю тему актера, то напрашивается сразу тема «маленького человека». Но это не совсем так. Скорее тема человека нераскрытого, нераскрывшегося, в глубине — талантливого, а внешне — странного, даже отталкивающего (как в «Плюмбуме...»). Но иногда его суть выражается и в героических делах, как у Потани, друга главного героя в «Василии Буслаеве», или в «Огне», где его персонаж — инженер, которого обвиняют в сотрудничестве с фашистами,— взрывает вражеский завод и сам погибает.
В конце 1980-х годов, в эпоху наступившей гласности, Алексей Зайцев осуществил поставку «Остановки в пустыне», за что получил первый приз во Франции и был приглашен в сначала в Эдинбург, а затем в Лондон и Оксфорд. В каждом из городов им было сыграно по десять спектаклей.
Последними театрами, на сцену которых выходил актер, были «Сфера» и «Мел». Они не стали исключениями в большом перечне театров, которые Зайцев покинул, отработав несколько сезонов. Алексей Никифорович продолжает эпизодически сниматься. Им написано три пьесы, два сценария и множество стихов.
Личная жизнь
Семейная жизнь Зайцева не сложилась. Его супруга работала ассистентом режиссера на телевидении. Прожив с актером несколько лет, она не выдержала его «подпольной» жизни и постоянных гонений.
Их дочь Мария сейчас живет в Берлине, работает художником-дизайнером.
По материалам рецензии Александра Шпагина "Алексей Зайцев: Робинзон с острова крамольных «стульев»" в журнале «Советский экран» № 3, 1989 год и авторского сайта Алексея Тремасова tremasov.ucoz.ru/load/1-1-0-229